Как работает автомобильная сигнализация

Защита автомобиля

Большинство владельцев автомобилей привыкли к тому, что сигнализация их автомобиля работает несколько раз в день путем нажатия кнопки на пульте дистанционного управления. Неприятный сюрприз для недисциплинированных водителей — это взлом их машины на парковке во дворе или возле супермаркета. Такие инциденты сами по себе заставляют владельцев автомобилей задуматься о том, какую систему безопасности лучше выбрать.

Основные принципы работы систем автомобильной сигнализации

Термин «автомобильная сигнализация» точно передает суть работы системы. В целом, автосигнализацию вряд ли можно назвать полноценной охранной системой, предотвращающей кражу со взломом или воровство. Обычная автомобильная сигнализация блокирует только центральный замок автомобиля и позволяет дистанционно открывать и закрывать двери. Более совершенные системы также блокируют запуск двигателя, работу бензинового насоса, закрывают отдельные замки капота и багажника. Отдельные датчики предупреждают владельца о попытках снять колеса с автомобиля или о краже автомобиля.

Легкость или сложность угона автомобиля зависит от того, как работает ваша сигнализация. Опытные грабители научились считывать электронные коды для открытия дверей и отпирания замков с помощью компьютеризированного кодового ловца. Таким образом, любые дальнейшие усовершенствования систем автомобильной сигнализации предназначены для того, чтобы затруднить такие попытки кражи или определить местонахождение угнанного автомобиля с помощью автономных сигналов GPS-локатора.

Две основные функции автомобильной сигнализации — отпугивание несанкционированных взломщиков (с помощью звуковых и световых сигналов) и предупреждение владельца автомобиля о попытке взлома или угона автомобиля. После перевода автомобиля в «охранный режим» с помощью пульта дистанционного управления активируется пульт управления автомобильной сигнализацией, включаются все датчики и замки. Затем автосигнализация реагирует на любые попытки механических манипуляций с замками или окнами, снятия колес, перемещения автомобиля вручную или с помощью крана.

1

Основной принцип работы автомобильной сигнализации основан на срабатывании электронных датчиков, которые посылают сигнал о краже со взломом в блок управления сигнализацией. Блок управления, в свою очередь, включает звуковые сигналы (сирена), световые сигналы (мигающие фары и аварийные огни) и посылает радиосигнал на брелок владельца автомобиля. Замки двигателя и бензинового насоса предотвращают запуск двигателя, если главный блок управления сигнализацией не выключен.

Устройства, обеспечивающие функции безопасности

Основными устройствами, обеспечивающими функции защиты и управления автомобильной сигнализацией являются электронный пульт управления и пульт дистанционного управления владельца.

Блок управления сигнализацией

Схемы устройств, коды электронных блоков управления являются наиболее секретной и охраняемой частью автомобильной сигнализации от производителей. При установке системы сигнализации рекомендуется спрятать миниатюрный блок управления в невидимом месте в салоне или под капотом.

Несмотря на официальное утверждение в России единой частоты для автомобильных сигнализаций в 433,92 МГц, многие производители комплектующих выпускают системы, работающие на частотах 434,16, 371, 868 МГц. Автосигнализации, для мобильной связи настраиваются на частоту GSM — диапазона (от 850 до 1900 МГц).

Информация о работе на одной частоте или точные данные об используемых радиочастотах облегчают работу автоугонщиков, поэтому не стоит безоговорочно доверять информации из Интернета.

Важной секретной частью панели управления стало устройство, шифрующее электронные коды доступа. После отказа от статических (неизменных) кодов почти все современные системы сигнализации перешли на динамическое кодирование, при котором панель управления каждый раз при активации генерирует новый сигнал.

2

Диалог между брелком и панелью управления

Еще одним шагом, усложняющим задачу взломщика, стала система диалоговой кодировки. При радиосвязи между пультом дистанционного управления (брелком владельца) и блоком управления, каждый шаг распознавания «друг — незнакомец», изменение задач сигнализации постепенно зашифровывается отдельным динамическим кодом. Технической частью блока управления является радиоантенна, которая не влияет на функции безопасности.

Дистанционный контроль

Дистанционный контроль современной автомобильной сигнализацией имеет миниатюрный передатчик радиосигналов от главного блока управления и вторую часть генератора динамического кодирования в одном корпусе. Основное назначение пульта дистанционного управления — быть недоступным для посторонних лиц при включении и выключении сигнализации. Основные улучшения этой функции заключаются в уменьшении расстояния срабатывания и затруднении перехвата кодированного сигнала.

Дополнительные функции, отображаемые на дисплее пульта дистанционного управления, могут указывать на активацию определенного датчика (удар, изменение громкости, открытие двери) и активацию сирены. Мигание символов на дисплее пульта дистанционного управления обычно сопровождается звуковым сигналом или вибрацией пульта.

Сигнальные датчики и устройства

Запирая автомобиль и переводя его в режим тревоги, пульт управления не может самостоятельно отслеживать различные способы проникновения. Для этого система оснащена рядом датчиков. От первоначального использования простых датчиков удара и открытия дверей современные системы автомобильной сигнализации эволюционировали в сторону использования нескольких других типов датчиков.

3

Датчик открытия двери

Главной точкой входа для автоугонщика является дверь автомобиля. Датчик открытия дверей был первым из датчиков, используемых в автомобильной сигнализации. Большинство систем автомобильной сигнализации подключаются к обычной электрической системе автомобиля через концевые выключатели дверного замка или микровыключатели света. Датчики, установленные в капотные замки, крышку багажника или замки пятой двери на хэтчбеке и других кузовах работают по тому же принципу.

Датчики удара

Ударный датчик разработан для предотвращения кражи колес, наружных зеркал, попыток разбития стекол или механической поломки дверей. Используются различные конструкции датчиков удара:

— Короткое замыкание электрических контактов, вызванное ударами о кузов, шасси, капот, колесные диски машины;

— металлические шарики, которые опрокидываются при столкновении с автомобилем или начинают двигаться;

— пьезоэлектрические пластины;

— счетчики силы и количества сигнальных импульсов.

4

Ударный датчик усложняется тем, что он является основной причиной ложного срабатывания автомобильной сигнализации. Система, настроенная на повышенную чувствительность, реагирует на сильные звуковые волны (гром, шум двигателя от проезжающего грузовика), прикосновение дворовых животных к кузову и падающий снег.

Автомобильные датчики давления на лобовом стекле — датчик давления на стекле и манометр воздушного давления — стали вариациями датчика удара. Полезность для безопасности этих датчиков, основанных на микрофоне (реагирует на звук разбитого стекла) или на принципе барометра, сомнительна. Вор или хулиган, решивший разбить стекло, готов к быстрым действиям и готов включить сигнализацию.

Датчик объема

Сенсор, регистрирующий изменение объема пассажирского салона, основан на непрерывном сканировании внутреннего пространства ультразвуковыми или микроволновыми устройствами, состоящими из передатчика и приемника. Многие эксперты считают такие датчики бесполезными. Производители автомобильных сигнализаций не комментируют сложную для объяснения проблему — как злоумышленник может проникнуть в салон, минуя многочисленные датчики других типов. Улавливатель кодов, отключающий блок управления, также автоматически отключает сигналы от датчиков объема. Еще одним недостатком большинства датчиков данного типа является ложная тревога, если в салоне оставлены крупные предметы.

Датчик наклона

Один из самых полезных датчиков, разработанный для предотвращения кражи колес или воровства на эвакуаторе, автомобильном кране. Эти действия злоумышленника требуют относительно длительного времени, их сложно осуществлять с включенной сигнализацией. Надежной конструкцией датчика считается цилиндр, частично заполненный ртутью, при наклоне которого замыкаются два электрических контакта, подключенных к блоку управления автомобильной сигнализацией.

Дорогие сигнализаторы оснащены несколькими датчиками наклона, работающими в горизонтальном и вертикальном положении. Такая система реагирует на все движения машины. Правильное расположение датчиков позволяет системе сигнализации не реагировать на естественные движения машины (качание от сильного ветра, потеря давления в одной из шин).

Детектор движения

В дорогостоящих системах сигнализации используется датчик движения, состоящий из радарного передатчика и приемника. Вариант этого датчика — ультразвуковой датчик. Устройство способно отслеживать подозрительные передвижения злоумышленников возле автомобиля на расстоянии от двух до пяти метров. Без срабатывания сигнализации на определенном расстоянии, датчик движения посылает сигнал на пульт дистанционного управления владельца автомобиля, давая возможность вызвать полицию или отпугнуть злоумышленников.

5

Сигнальные устройства

По команде сенсоров панель управления большинства сигнализаций запускает звуковые и световые сигналы, которые должны отпугивать злоумышленников. Световые сигнализации используют фары, мигающие стоп-сигналы и сигналы поворота, которые подаются неестественным ритмом с помощью специального реле.

Под капотом установлена мощная сирена, которая звучит в труднодоступных местах. Более эффективными являются самоподключающиеся сирены (с собственными аккумуляторами), которые работают при отсоединении автомобильного аккумулятора. Громкоговорители, использующие различные звуковые модули, голосовые сообщения, могут быть назначены на сложные (и более дорогие) сигнальные устройства. Оригинальность звукового сигнала никоим образом не влияет на его основные функции.

Дополнительные аксессуары, связанные с системой сигнализации

Электронное устройство сигнализации, постоянная радиосвязь между пультом управления автомобильной сигнализацией и пультом дистанционного управления позволяет оснастить охранную систему дополнительными устройствами, повышая комфорт водителя. Среди них есть и такие полезные функции:

— Дистанционный или временный запуск двигателя (полезно в зимний период);

— Слежение за машиной с работающим двигателем;

— Включение электрического обогрева салона;

— Предварительный подогрев дизельного двигателя (требуется установка автономного подогревателя);

— Электрическое складывание наружных зеркал;

— автоматические жалюзи;

— передача функций управления на мобильный телефон.

Большинство из этих функций не улучшают производительность системы автомобильной сигнализации, но они могут увеличить объем мониторинга. Особенно популярными стали способы мониторинга состояния автомобиля с помощью смартфонов. Производители автомобильных сигнализаций разработали мобильные приложения для электронных гаджетов (для операционных систем iOS, Android), организованные на специальных защищенных серверах.

GSM-связь позволяет управлять автомобильной сигнализацией, не обращая внимания на дальность действия пульта (что было одной из проблем пультов). Личный кабинет на защищенном сервере позволяет управлять настройками автомобильной сигнализации с ноутбука, планшета, домашнего компьютера — выдавать команды, изменять настройки, следить за состоянием автомобиля.

Дистанционный контроль удобен для дистанционного запуска двигателя и регулировки чувствительности датчика, но это вряд ли можно считать значительным улучшением функции безопасности. Автоматический запуск двигателя по таймеру, напряжение аккумуляторной батареи, заданная температура воздуха также считаются значительным улучшением функции безопасности.

Система GPS-сигнализации

Дорогие системы безопасности, сохраняя при этом функции обычной системы сигнализации, включают в себя несколько дополнительных замков, иммобилайзер и спутниковый радиомаяк. Если злоумышленникам удается отключить главную панель сигнализации, активируются дополнительные устройства. Автономный GPS-трекер посылает сигнал о краже владельцу автомобиля и правоохранительным органам. Периодическая активация маяка позволяет спутниковым навигационным системам GPS и ГЛОНАСС отслеживать маршрут автомобиля. Встроенные микрофоны и видеокамеры могут передавать изображения и разговоры угонщиков.

6

Такие охранные системы с поиском угнанных автомобилей по спутниковым сигналам только формально относятся к автомобильной сигнализации. К ним следует относиться как к системам безопасности и поиска, функционирующим на разных принципах.

Оцените статью
Гид по безопасности
Добавить комментарий